Научный статус астрономии и космологии, их место в культуре.

Научный статус астрономии и космологии, их место в культуре

Астрономия занимается исследованием Вселенной, ее прошлого и будущего. Различают два основных понятия Вселенной, смыслы которых были исторически изменчивы: а) наблюдаемую Вселенную; б) Вселенную как целое, которая является объектом космологии. Существуют разные точки зрения на отношения астрономии и космологии. Космология считается либо разделом астрономии, все более интенсивно взаимодействующим с другими ее разделами, в первую очередь с астрофизикой и внегалактической астрономией, либо самостоятельной наукой, в силу специфики ее объекта. Объем каждого из понятий Вселенной расширялся по мере прогресса науки коррелятивно изменениям в познавательной деятельности, ее средствах и методах.

Наблюдаемая Вселенная ограничивалась сначала Солнечной системой и ближайшими звездами (природа Млечного Пути еще не была известна). В XVIII в. В. Гершель открыл Галактику — гигантскую звездную систему, и высказал предположение о существовании других подобных систем. Вокруг их существования разгорелся «великий спор», который был разрешен только в 20-е гг. XX в. Крупнейшим достижением астрономии стало открытие Э. Хабблом Метагалактики, грандиозного мира звездных систем. Наблюдаемая Вселенная охватывает сейчас огромную по своим пространственно-временным масштабам часть Метагалактики, достигающую 9—12 млрд световых лет. В некоторых случаях под наблюдаемой Вселенной понимают область мира, в принципе доступную наблюдениям, т. е. ограниченную только «горизонтом видимости», существование которого вытекает из теории относительности.

Вселенная как целое — объект космологии — в отличие от наблюдаемой Вселенной эмпирически не выделена, в системе знаний она задается экстраполяцией физических теорий. Обоснованный ответ на вопрос, что соответствует той или иной модели Вселенной в реальном мире, может быть получен лишь на основе эмпирической интерпретации модели, сравнении ее с наблюдаемой Вселенной. Такие интерпретации неизбежно целенаправляются эпистемологическими соображениями, часто они вызывают острые философские дискуссии.

Если астрономия является древнейшей из наук, «первой наукой людей», то с научной космологией дело обстоит иначе. На протяжении большей части истории культуры мир как целое был объектом мифологических, затем философских размышлений. Космология как один из важнейших разделов философской онтологии входила в системы Платона и Аристотеля, Николая Кузанского и Дж. Бруно, Лейбница и др. И. Кант показал, что трансцендентальная космология в своих суждениях о мире неизбежно впадает в антиномии. Но построение метафизических космологий продолжалось и в XX в. (А. Уайтхед и др. ), правда, с учетом знаний научной космологии. Таким образом, не только в античной и средневековой философии, но и в философии новоевропейской, вплоть до настоящего времени, как отметил М. Хайдеггер, продолжает играть важную роль метафизическая идея мира как целого, в смысле «всего существующего», которое выступает даже неким абсолютом.

Научный, физический образ мира как целого, т. е. физической Вселенной, возник лишь в астрономии классической эпохи. В системе Ньютона он формировался на уровне научной картины мира. Физическая космология как теоретическая дисциплина рождена научной революцией XX в.

При традиционном подходе к интерпретации смысла понятия «Вселенная как целое» она рассматривается в качестве всеобъемлющей, неограниченной и принципиально единственной физической системы. «Вселенная издана в одном экземпляре», — сказал А. Пуанкаре. Эмпирически эта единственная Вселенная долгое время отождествлялась с нашей Метагалактикой, которая и выступала всеобъемлющим мировым целым. Считалось (по определению), что не может быть других метагалактик. Это порождало многочисленные философские недоразумения. Например, начальный момент расширения Метагалактики часто интерпретировался как «сотворение мира».

Иначе думал А. А. Фридман, который разделил философское понимание мира и объект космологической теории. По его словам, мир естествоиспытателя «есть совокупность лишь таких объектов, которые могут быть изменены или оценены числами, поэтому этот мир бесконечно уже мира — мира Вселенной философа». Фридман часто употреблял выражение «наш физический мир», чтобы отличить его от философского образа мира. В самом деле, понятие «мир» в социокультурных, философских и религиозных контекстах задается принципиально иными концептуальными средствами, чем Вселенная как объект космологии. Мир — это всеобщность в некотором абсолютном смысле (так сказать, «вся мыслимая действительность»). Нет никаких оснований интерпретировать философскую идею мира как целого в смысле всеобъемлющей физической системы. И в самой космологии термином «Вселенная как целое» не всегда обозначается один и тот же физический объект. В различных космологических теориях это могут быть системы разного масштаба и порядка космической иерархии. Иными словами, Вселенная как объект космологии — это «все существующее» лишь с точки зрения данной теории или модели Вселенной, т. е. относительная и преходящая граница познаваемого космологией. Появление новых теорий в физике и космологии должно расширять объем понятия «физическая Вселенная». Коррелятивность понятия «Вселенная» существующей системе знания подчеркивали И. Пригожин, И. Л. Розенталь и др. Такая интерпретация смысла понятия «Вселенная как целое» доказала свою эвристичность после появления инфляционной космологии — теории раздувающейся Вселенной. Эта теория рисует образ непредставимо огромной по своим масштабам суперсистемы — Метавселенной (Большой Вселенной), в пределах которой возникает множество минивселенных, подобных нашей Метагалактике. Конечно, и Метавселенная, и другие минивселен- ные являются объектами сугубо теоретическими. Неизвестно, представляют ли они собой физическую реальность или же только изощренную игру ума. В научную картину мира они входят пока на правах захватывающих воображение гипотез. Большая часть сообщества космологов в них верит, меньшая часть — нет. Ситуация осложняется тем, что другие вселенные — объекты, принципиально не наблюдаемые. Способа убедиться в их реальности космология пока не знает. Разрабатываются представления о «кротовых норах», связывающих разные вселенные.

Но и они не могут быть пока верифицированы стандартными для науки способами.

Значительную эволюцию претерпели в истории науки отношения астрономии, космологии и физики.

В античной философии особым влиянием пользовалось сформулированное Аристотелем противопоставление «небесного» и «земного», т. е. космологии (в которой Вселенная была вечной и неизменной) и физики (трактовавшей о различных типах изменений в подлунном мире). Это противопоставление медленно расшатывалось в культуре позднего

Средневековья и особенно эпохи Возрождения. Так, Николай Кузан- ский, Н. Коперник, Дж. Бруно выдвинули в разных формулировках принцип единообразия Вселенной, согласно которому между «земным» и «небесным» никакой пропасти нет. Принцип единообразия — одно из важнейших философских оснований науки о Вселенной. Он соединяет земную, лабораторную физику и космические феномены. Научная революция, совершенная Коперником, Кеплером, Галилеем и Ньютоном, выявила единство физических законов как в небесных, так и в космических масштабах, и воплотила этот принцип в образе механической Вселенной, т. е. единстве законов механики Земли и неба. Принцип единообразия сыграл определяющую роль в создании ньютоновской системы. Но уже в рамках астрономии классической эпохи принцип единообразия Вселенной приобрел новый, весьма нетривиальный смысл. В середине XIX в. возникает и начинает стремительно развиваться астрофизика. «Механика неба» постепенно превращается в «физику небес». Значение этого события раскрылось в полной мере лишь в XX в. , когда астрофизика стала лидирующей дисциплиной среди наук о Вселенной. Специфическим моментом, подчеркивающим отличие астрономии XVIII—XIX вв. от физики, является проникновение в эту науку эволюционного принципа. Но физика не осталась в долгу. Сформулированный Р. Клаузиусом принцип возрастания энтропии вступил в конфликт с эволюционной парадигмой астрономии.

Качественно новый этап взаимодействия астрономии и космологии с физикой был начат научной революцией XX в. Принцип единообразия Вселенной снимал ограничения на экстраполяцию неклассических физических теорий повсюду во Вселенной, включая ее прошлое и будущее. Он положил начало тотальной физикализации астрономии. Вселенная предстала перед исследователями как громадная по своим масштабам естественная лаборатория, как космическое продолжение земных физических лабораторий. Оказалось, что во Вселенной происходят процессы, по своей энергетической мощности не сравнимые с земными и позволяющие получать знания, в земных условиях недостижимые. Многие астрономы стали подчеркивать необходимость объединить космическую физику и земную, с тем чтобы получилась всеобъемлющая наука. Об этом говорил, например, Дж. Джинс в 20-е гг. XX в. В дальнейшем возникла идея создания единой физической теории, охватывающей все известные физические взаимодействия (более популярный сейчас термин «теория Всего»). Но пока эта теория не создана, одним из впечатляющих проявлений принципа единообразия Вселенной считается тождественность свойств одних и тех же фундаментальных физических объектов (элементарных частиц) повсюду во Вселенной и на всех этапах ее развития. Некоторые психологические затруднения вызвала попытка экстраполяции современной атомной физики на крайне отдаленное прошлое Вселенной. Но теория горячей Вселенной, основанная на предположении, что свойства элементарных частиц и в самом отдаленном прошлом были такими же, как сейчас, блестяще подтвердилась. Принцип единообразия Вселенной постулирует также неизменность констант физических взаимодействий в разных точках Вселенной на протяжении большей части ее эволюции, тождественность всех точек пространства (однородность Вселенной) и всех направлений (пространственная изотропия).

В эпистемологических основаниях науки о Вселенной, особенно в XX в. , проявился принцип, дополнительный принципу единообразия Вселенной, — принцип ее потенциально бесконечного многообразия. «Бесконечность материального мира и есть его бесконечное многообразие, реализующееся в пространстве и во времени». Существенными являются многообразия физических структур, пространственно-временных масштабов, огромное различие типов эволюционных изменений. Но особенно рельефно феномен многообразия проявляется в Метавселенной. Согласно некоторым современным оценкам, она включает до Ю50 внеметагалактических объектов (других вселенных), каждая из которых характеризуется иными размерностями пространства, свойствами элементарных частиц, величиной энергии вакуума.

Еще один ключевой принцип, который лежит в основаниях современной астрономии и космологии, — это эволюционный принцип, что отмечали В. А. Амбарцумян, И. С. Шкловский и др. Он связывает в единое са- моразвивающееся целое все бесчисленное многообразие состояний, наблюдаемых (и ненаблюдаемых тоже!) объектов в нашей расширяющейся Вселенной. Возникают контуры грандиозного синтеза, в котором связи физики, астрономии, космологии и других наук становятся все более тесными. Роль физики в описании и объяснении Вселенной возрастает.

В связи с этим было высказано мнение, что астрономия стала прикладным разделом физики, чем-то вроде физики твердого тела. Но хотя звезды, галактики и другие типы «населения» Вселенной — это всегда физические объекты, условия их познания всегда были отличными от тех, с которыми имеет дело лабораторная физика. В космическую эру условия познания Вселенной резко изменились. Стали возможны не только прямые исследования тел Солнечной системы, но и расширилась сфера квазиэкспериментальной деятельности в отношении обширных областей наблюдаемой Вселенной. В целом отличия условий познания Вселенной от условий, в которых работает физик-экспериментатор, сохранились, и это подчеркивает специфику астрономии. Как бы в ответ ка суждение «о растворении астрономии в физике» изучение Вселенной за последние годы снова стало приносить знания, важные для развития фундаментальной физики, создания единой физической теории. Огромную роль в физике может сыграть изучение скрытой массы — недавно открытых форм материи, пока неизвестной природы. Теперь астрономия начинает как бы отдавать свой долг физике. Правда, определенная, хотя и скользящая, граница между астрономией и физикой сохраняется.

15.

|
Источник:

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в Электронной библиотеке Sci.House

Воспользуйтесь формой поиска

Научный статус астрономии и космологии, их место в культуре.

релевантные научные источники:
  • Что значит «средние века»?
    Давно уже стало общепринятым деление истории на античную, средневековую и новую. В исторической науке доминирует подход, согласно которому история средних веков охватывает двенадцать столетий, находящихся между древним миром и Новым временем. Для средних веков характерны отношения феодального типа. Правда, до сих пор дискуссионным остается
  • 7.4.5. Компетенция Правительства Российской федерации
    Перечень полномочий Правительства РФ содержится в ст. 114 Конституции РФ и является открытым. Полномочия Правительства конкретизируются в Законе о Правительстве, в многочисленных федеральных законах и указах Президента.Правительство РФ осуществляет свои полномочия в таких основных сферах жизни общества, как экономическая, социально-культурная,
  • Тема 21. Толкование права
    21.1. Понятие толкования права. Этапы толкованияТолкование норм права - это деятельность по выявлению подлинной воли законодателя, выраженной в норма права.Необходимость толкования норм права вызывается рядом причин :• норма права носит общий характер, а применять ее надо к конкретной жизненной ситуации;• юридические нормы содержат много
  • 24.11.1984
    Я говорил об анархии как необходимом моменте нашего мышления и художественного воображения; эта тема и дальше будет мелькать и какими то нитями я буду к ней возвращаться. А сейчас напомню вам об особом статусе произведения искусства у Пруста. Из того, что мы рассмотрели, мы поняли, что Пруст придает какую то сверхчувственную реальность
  • Статья 95 Денонсация Конвенции
    Любое Договаривающееся государство может известить о денонсации настоящей Конвенции через три года после ее вступления в силу посредством уведомления, направляемого Правительству Соединенных Штатов Америки, которое незамедлительно сообщает об этом каждому Договаривающемуся государству.Денонсация вступает в силу через год со дня получения
  • ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ДОВОДКА НА ДОМУ
    Чтобы нарастить силу своей страсти, поступайте следующим образом: • Измеряйте себе температуру. Насколько страстно вы относитесь к своей жизни и работе? Насколько наглядно это проявляется? Получите честную оценку степени накала ваших желаний, опросив по этому поводу несколько коллег и своего супруга или супругу. Вам не удастся стать по-настоящему
  • 1. Положения Римского договора об условиях движения капитала
    В Европейском Союзе действует принцип свободы движения капитала. Согласно ст. 52 и 58 Договора об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г.*(90) (далее - Римский договор) предусматривается, в частности, что создание предприятий должно осуществляться "на условиях, установленных законодательством страны для собственных граждан и в
  • Действие договоров во времени
    По времени действия различают договоры срочные, неопределенно-срочные, бессрочные и особые. Срочными считаются договоры, в которых определен срок их действия: десять лет, пять, три и т. п. Так, Договор между Украиной и Республикой Грузия о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам, подписанный 9 января 1995 г.,
  • 2. Парламентские реформы
    Развитие избирательного права на протяжении XX в. было отмечено демократизацией и установлением всеобщего избирательного права. Первая избирательная реформа была проведена непосредственно после Первой мировой войны, в 1918-1919 гг., и ввела единое для городской и сельской местности избирательное право. Согласно этому закону право голоса получили
  • 4. Історичний розвиток держави.
    Коли ми говоримо про державну організацію, як останню і найвищу досі форму суспільних об'єднань, необхідно пам'ятати, що ця державна організація протягом тривалого історичного періоду проходить певний процес у своєму розвитку. Держава, як така, зазнає у своєму устрої, своїх засадах і у своєму реальному змісті суттєвих і кардинальних змін. Проте,
  • § 7. Особенности правовой охраны и использования секретных изобретений
    Статья 1401. Подача и рассмотрение заявки на выдачу патента на секретное изобретение1. Коммент. ст. открывает раздел, посвященный особенностям правовой охраны и использования секретных изобретений.В ранее действовавшем законодательстве особенности правовой охраны секретных изобретений определялись правилами разд. VI.1 Патентного закона РФ.2.
  • 17. Основные социально-экономические права и свободы.
    Конституции и другие нормы конституционного (государственного) права зарубежных стран провозглашают права и свободы самого различного характера и содержания. Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами. Во-первых,
  • Производство в такой общине имело преимущественно натуральный характер, земледелие и ремесло не были
    Производство в такой общине имело преимущественно натуральный характер, земледелие и ремесло не были дифференцированы, товарно-денежные отношения отличались неразвитостью, разделение труда между общинами было весьма слабым или вообще отсутствовало. Община выступала в качестве непосредственного владельца принадлежавшей ей земли (тогда как
  • Глава 13. Государства Центральной и Восточной Европы
    Становление национальных государств. Возникновение независимых государств Чехословакии, Венгрии, Югославии стало следствием революционных событий, непосредственно связанных с первой мировой войной и распадомлоскутной Австро-Венгерской империи. Мировая война до предела обострила социальные инациональные противоречия в Австро-Венгрии. Борьба
  • Поняття, особливості та види органів держави
    Важливим і невід'ємним елементом державного апарату є орган держави. У науковій літературі ця категорія розуміється неоднозначно. В одних випадках під ним розуміють складову механізму держави, що має власну структуру, чітко визначені повноваження з управління та взаємодії з іншими частинами державного механізму. У інших — державний орган
  • Статья 58 Назначение персонала
    С учетом правил, установленных Ассамблеей, и положений настоящей Конвенции Совет определяет порядок назначения и освобо-ждения от должности, подготовку, оклады, пособия и условия службы Генерального секретаря и другого персонала Организации и может нанимать на работу граждан любого Договаривающегося государства или пользоваться их
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ
    Все удачные телефонные переговоры, как правило, заканчиваются назначением встречи. Выше мы уже рассматривали, как организовать и провести встречу, но это больше относилось к встрече в узком кругу или кругу знакомых.Многие успешные дистрибьюторы используют в своей работе такой результативный метод, как презентации. Презентации - это организованные
  • X. В соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств
    государства обязаны добросовестно выполнять взятые на себя международные обязательства. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному
  • Английская революция XVII в. и право.
    Одна из главных и исторически обусловленных черт этой революциисостояла в том, что возглавлявшие ее предпринимательскиекруги Англии, тесно связанные с обуржуазившимися землевладельцами (джентри), не ставили своей целью коренную перестройку старой политической и правовой системы.Английское "общее право", "право справедливости" и частично статутное